Главная Музыкальная копилка Фотографии Видео О себе
Новогодние чудеса в...
НОВОГОДНИЕ ЧУДЕСА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ. Праздник начинается в группе.... Просмотреть полностью
«Мама, ты мое сердечко»...
«Праздник, посвященный Дню Матери в старшей группе «Мама, ты мое сердечко»... Просмотреть полностью
Песня к выпускному для...
Я рекомендую эту песню использовать на выпускном вечере в детском саду, как благодарность от родителей для воспитателей.... Просмотреть полностью

Логин: Пароль: Регистрация |

Голосование:
Вам нравится моя страничка?





» » Разнообразие инновационных средств и способов в музыкально - эстетическом воспитании дошкольника
Разнообразие инновационных средств и способов в музыкально - эстетическом воспитании дошкольника

Я – музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, центра развития ребенка детского сада №5 муниципального образования города Усть-Лабинска Российской Федерации, Краснодарского края, Тымчак Юлия Викторовна, хочу поделиться своими впечатлениями от применения инновационных способов в области музыкально – эстетического воспитания с детьми дошкольного возраста.
Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни – дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые. Я стараюсь помочь каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.

“Без музыкального воспитания нет полноценного умственного развития ребёнка. Музыка – могучий источник мысли”.
(К.Д. Ушинский)

На сегодняшний день работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении наполняется новым содержанием – растить человека, способного в любой сфере своей деятельности проявить творческое начало. Музыка – дополнительный источник развития такой творческой личности, способной синтезировать эмоции, чувства и креативный способ мышления.

Именно на музыкальном занятии мы формируем творческую, эстетически развитую личность каждого ребенка. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.

Для успешного применения инноваций в художественно - эстетическом воспитании дошкольников я использую интегрированные виды музыкальных занятий. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Я считаю, что через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Моя работа по применению новшеств в воспитании дошкольников проходить поэтапно:
  1. Поиск новых идей.  С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию - «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Синтез» Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа–у меня появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и своей личности).
  2. Формирование нововведения. Для развития художественно – эстетической личности ребёнка в своей  практике я применяю следующие формы и виды деятельности.
1. Речевое музицирование.
Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми всем комплексом выразительных средств, общим для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, артикуляция, динамика. Почти все средства музыки оказываются доступными для изучения и использования в речевой деятельности.Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. В музыкально – речевых пьесах мои ребятишки удачно сочетают речь, музыку, «звучащие» жесты, движение, музыкальные инструменты. Те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т. д. Важно научить детей чувствовать и понимать смысл текста и побуждать находить свои способы озвучивания.

2. Ритмодекламации под музыку.
Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.Этот способ помогает нашим детям быстро запомнить сложный текст в прозе или в стихах. А так же служит для развития четкой артикуляции.

3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. А так же приносят удовольствие для наших малышей и старшим детям дают возможность активно отдохнуть на занятии. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

4. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
Горький А. М.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Подвижные музыкальные игры для детей различных возрастов имеют огромное значение в их становлении как личности, а также играют важную роль в полноценном развитии ребёнка.

Я считаю что, игра преследует три цели.
Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу!»
Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо!»
Третья цель – творческое выполнение игровой задачи –«Могу!»

Следуя из этого, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо!Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

На наших музыкальных занятия подвижные игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Мне кажется, что особенно ценным в подвижных играх на музыкальном занятии является то, что в основу взят синтез музыки и движений.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры.
В музыкально-подвижной игре наши дети выполняют различные задания: все их движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у детей умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

5. Игры  со звуками.
В своей работе еще использую методику К.Орфа.
Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.
Принципы игровой народной педагогики К.Орфа.

- Креативность – предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творю я, творят дети. Я  предлагаю каждому сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».
- Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.
- Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.

Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности на наших занятиях проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.

6. Элементарные формы музыкальной импровизации.
Игры–импровизации предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений. Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Для того, чтобы ребята могли выразить и проявить себя, я даю им как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей, поэтому моя задача – только направить фантазию ребенка, а не навязывать свою собственную. С помощью занятий по импровизации дети учатся выражать эмоции через движения. Танцевальная импровизация решает задачи раскрепощения, развитие фантазии, ощущение свободы своего тела, ощущение партнера и пространства. Дети находятся на музыкальном занятии как «в своей тарелке».

7. Эвритмия.
Это — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.) Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире.Эвритмию возможно применять с детками старшего дошкольного возраста. Чтобы этот способ дал свои результаты я веду большую подготовительную работу : беседы, применение литературных произведений, иллюстраций, презентаций и т. д. Именно такая подготовка дает возможность детям проявить воображение и фантазию в танцевальных движениях.

8. Логоритмические упражнения.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Наши дети с большим удовольствием выполняют логоритмические упражнения, укрепляя костно-мышечный аппарат, развивая дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильную осанку, походку, грацию движений, активизируя деятельность головного мозга.

9. Коммуникативные игры и танцы.
Двигаться и играть – это ведущий мотив  существования ребенка. А для того чтобы игра в движении помогала детям постигать азы музыкального искусства  я использую анимационные танцы и флешмобы.
В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление – анимация.
Анимационная или досуговая, деятельность человека, прежде всего, связана с восстановлением сил.

Для разучивания анимационных танцев я веду подготовительную работу:
1. Сначала надо выбрать музыку! Нужен средний темп и очень четкий ритм. Надо чтобы выбранная мелодия ложилась на ровный восмитактный счет.
2. Для каждого анимационного танца нужно создавать свой набор движений.

Не надо, чтобы их было много! Восемь – десять штук будет достаточно. Надо выучить и самой станцевать весь составленный набор движений. Главное правило: должно быть удобно в танце! Если вы, танцуя, испытываете какой-то дискомфорт, значит, вы танцуете неправильно. Значит и детям будет не удобно.

Плюс анимационных танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится.
Анимационный танец с постепенным увеличением участников (очень удобно, для выхода всех гостей на танец.) Наши родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.

А вот в отличии от анимационных танцев, флешмоб требует хорошей подготовки.

Флешмо́б— это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
И я использую такие танцы для праздников. Здесь важно отработать каждое движение.
Такие танцы более нацелены на зрелищность, эстетику. В таких танцах можно смешать стиль, классику с хип-хопом, смориться очень эффектно.

10. Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности я используюигротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

  1. Реализация и закрепление нововведения. Подводя итоги своей концепции, мне хочется отметить, что я не остановлюсь на данном этапе своей работы, буду продолжать искать новые пути, формы, методы, приемы, инновационные технологии по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.
Так как  цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в достижении высокой эффективности образования и повышения его качества.Инновационные средства и способы технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний.
Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Литература
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
2. Дмитриев Д. С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. — М.: 1992. — С.100–115; Шамова Т. И. Менеджмент в управлении школой. — М.: 1992.– С.239–401.
3.Видмер М. Музыка - танец - игра. Модель художественно ориентированной “педагогики многообразия” - Вестник педагогического общества Карла Орфа №11, 2002.
4.К.Тарасова. О парциальных (дополнительных) программах по музыкальному воспитанию. Музыкальный руководитель. №2  2016.
5.Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М., 1978

  • » Комментарии 0
Похожие статьи: